четверг, 2 августа 2007 г.



Ну и в качестве иллюстрации добавлю пару фото.
Меморандум фотографа
или
обращение к будущим фотомоделям.



Кто такой фотограф? По сути дела это оператор машины времени. Ибо только он может дать бессмертие Вашему образу. В ту сотую долю секунды, когда он прижмет спусковую клавишу фотокамеры, Вы останетесь навсегда молодой и красивой! Подумайте, Вам не всегда будет двадцать лет, Вам будет тридцать, пятьдесят и больше… И только фотографии сохранят очарование и прелесть Вашей молодости. Как Вы думаете, сохранились ли имена моделей, позировавших художникам прошлого? Нет. Мы видим только их образы, которым кисть мастера подарила бессмертие. Подумайте, может случиться так, что и наши косточки бесследно сгинут в земле, а Ваш образ будет жить и волновать души людей…
Кем является модель для фотографа? Кто она, - всего-навсего инструмент, или, может быть, богиня? Равноправный партнер по творчеству – или проходящая девочка, имя которой забывают сразу после съемок? Каждый решает сам. Смотрите на фотографа, смотрите на его работы и чувствуйте, КТО Вы для него. Попробуйте заглянуть к нему в душу, что и как там? Какое место Вам уготовано? Хотите подсказку – смотрите его работы «для души», а не заказные или рекламные. Душа лгать не может! Если его работы формальны и холодны… Хотя, как знать, может именно это Вам и по нраву? И постарайтесь выяснить, что хочет от Вас фотограф, какова его цель – рекламно-заказное фото или же чистое творчество. Это очень важный момент, он определит весь дальнейший стиль ваших взаимоотношений. Сугубо деловой или же сугубо творческий.
Очень часто фотографу задают вопрос – а зачем Вы это делаете? Ответить на него и просто и сложно. Зачем люди пишут книги, музыку, картины? Только ли ради славы и денег? Можете ответить на этот вопрос? Сомневаюсь…
Теперь о внешности. Ну почему Вы так любите фразу «Я не фотогенична»??? Что это, комплекс? Кокетство? Запомните раз и навсегда – НЕТ ФОТОГЕНИЧНЫХ И НЕ ФОТОГЕНИЧНЫХ ЛЮДЕЙ, ЕСТЬ ХОРОШИЕ И ПЛОХИЕ ФОТОГРАФЫ! И если к Вам подошел фотограф, предложил позировать, не значит ли это, что в Вас есть нечто такое, что заставило его это сделать? Опытный глаз прекрасно видит все Ваши достоинства и недостатки, поверьте мне. И Ваши **/**/** профессионалу до сгоревшей лампочки! Поза, движение, взгляд и драйв будущей модели виднее со стороны. Все мы листали журналы типа Плейбоя и иже с ним. Ну и что, что осталось в памяти? Нечто усредненное. Так, тело. Тушка. Хотя отбирают туда моделей весьма и весьма. А авторские работы запоминаются. И остаются. Надолго. Может быть и навсегда. Яна Саудека, Великого Фотографа уже давно нет в живых, но наберите в любом поисковике «Саудек» или «Судек» и получите кучу ссылок. Причем это не покрытые пылью страницы. Люди ходят туда и будут ходить. Как знать, может, и к Вам подошел Мастер...
Ну и немного личного. Я часто слышу упреки в том, что мои работы темны и холодны. Что в них много мистики и вообще они недобрые! Может быть, не буду спорить. У каждого свой взгляд. Но,- сколько однообразно красивых работ существует в альбомах, журналах, Инете… И опять, взгляд скользит не задерживаясь, разве что особенные изыски или откровенный эпатаж заставляет ненадолго задержаться. Я не сторонник эпатажа. Просто мое восприятие женской натуры таково, что для меня это некий драматический символ, знак. Женщина по сути своей более чувствительна, уязвима и беззащитна, нежели мужчина. Да, господа, мы – более грубы и толстокожи! И глобальная цель моей работы и есть показать эту особенность женской натуры. И если от какого-нибудь снимка у молодого человека пройдет холодок по спине, если в этот миг он поймет, что его подруга так же хрупка и беззащитна как изображенная девушка,- я буду считать, что тратил пленку, нервы и время не зря. Большинство считает, что искусство должно радовать глаз. А почему радовать, почему не царапать? Разве картина Верещагина «Апофеоз войны» или работы студии «Магнум», снимки Робера Капы ласкают взоры? Отнюдь. Иногда надо заставлять зрителя и вздрогнуть! И не надо бояться необычных сюжетов, бойтесь пошлости, примитивизма, обыденности! Хотя,- может Вам нравится именно это…
В конце – профи и дилетанты. Точнее – дилетантки. Хотите верьте, хотите нет, но среди моих выставочных работ нет ни одной, где бы мне позировала профессиональная модель. Парадокс? Ничего подобного. С профессиональной моделью хорошо нарабатывать учебный материал. Ведь логично, малоопытному фотографу модель может и подсказать, и кое-чему научить. Она спокойна и уверена на съемках. Достаточно объяснить чего вы хотите и она, в меру своего понимания и опыта, отработает это. Причем – грамотно. Шедевров может и не быть, но не будет и ощущения, что вас просто ткнули мордой в стол! Съемка – это совместное творчество, и переживания модели, ее эмоции чувствует, не может не чувствовать, фотограф. Что может получиться, когда модель отчаянно стесняется, а у неопытного фотографа дрожат от волнения руки? Сколько я видел подобных «результатов»… Грубейшие ошибки экспонометрии, не сфокусированная оптика, а один из моих учеников попросту ЗАБЫЛ ЗАРЯДИТЬ фотокамеру… Профессионалка не допустит этого. Именно опытная модель сможет создать непринужденную атмосферу в вашей студии. А многие модели и сами умеют неплохо снимать. Не пренебрегайте их советами!
Предвижу вопрос,- а сам чего не работаешь с профессионалками? Отвечаю,- в моем далеком прошлом мне помогали, учили именно профессиональные модели из художественных училищ. Тогда фотомоделей попросту не существовало, а любой снимок обнаженной натуры считался порнографией, без исключений! Было такое, было…Так вот, в те далекие времена кое что из снятого я считал шедеврами, пока не познакомился с работами ведущих мастеров, Йозефа Саудека, Анатаса Суткуса, Гуннара Бинде и других. Соответственно изменились и критерии оценки своих работ. И все, все снятое в то время, оказалось просто ученическими «штудиями». Так называемая жизнь появилась в моих работах только тогда, когда перед моей оптикой встали самые обычные девчонки. Отчаянно стесняясь, или бравируя своей бескомплексностью перед камерой, они и принесли эту жизнь в мои зрелые работы. И оказалось – с ними интереснее. Они не позировали, они жили перед камерой! Заверяю, - все, абсолютно все мои модели – непрофессионалки! И ВСЕ утверждали мне, что в качестве фотомоделей – непригодны. Сколько трудов и времени ушло на преодоление этого стереотипа… Так что, девушки,- если к вам подошел фотограф, значит он увидел в вас нечто, нечто прекрасное и именно ему нужное. И не виляйте хвостиками, не комплексуйте – фотографу виднее! Если он фотограф, конечно…

Ваш R.Kovensky